среда, 13 октября 2010 г.

Классицизм заводской жизни


Это, как может показаться, страшное здание, как в фильме ужасов, возможно, вы ведите впервые. И это вполне обосновано, так, как сие сооружение расположено на территории действующего металлургического завода ВИЗ-Сталь, куда вход разрешен отнюдь не каждому.
Это, так сказать, эксклюзив, который могли лицезреть, все, кто посетил ночную-вечернюю выставку (этим и продиктован столь мрачный колорит фотоснимков, уж простите) на данном заводе, в рамках все той же индустриальной биеннале. Итак раскрываем все карты: это здание первого заводоуправления, построенного, как минимум не без участия, архитектора Малахова. В 1815 году он был зачислен архитектором в штат екатеринбургских горных заводов, и, проведя в Екатеринбурге почти 30 лет, Михаил Павлович Малахов приложил свои усилия и талант к изменению и перестройки заводских строений. Уже спустя два года, после приезда в столицу Урала, в 1817 году архитектор был привлечен к перестройке промышленного ансамбля завода. Набирающий обороты, расцветающий и мощный промышленный объект, уже в первой половине XIX века продавал кровельное железо за рубеж (Англия, Франция, Америка), а литье, производимое здесь, было популярно в России и регулярно использовалось для оформления парков, улиц и дворцов Москвы. Автор известных архитектурных шедевров Екатеринбурга, таких как собор Александра Невского, аптеки горного ведомства, дом Расторгуева-Харитонова, постарался и при создании Конторы Верх-Исетского завода.


 Вообще, на заре XIX века, весь промышленный ансамбль ВИЗа, включая и эту Контору, считался одним из лучших в Европе. Классицизм, который господствовал в России в то время, оставил, как вы видите, огромный след и на здании заводоуправления. Одурманенный идеями рационализма, наполненный логикой и рядом канонов и черпающий основные тезисы из античности, классицизм стал главным художественным стилем в искусстве, не только России, но и Европы в XVII-XIX вв. Стиль империи был коронным для Малахова, поскольку в ограниченном со всех сторон законами и правилами стиле, Михаил Павлович умудрялся найти новую вариацию, новое талантливое решение, при этом не переступая границы классицизма. Умер Малахов в 1842 году, но по сей день его стоит считать известным, выдающимся и талантливым архитектором России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий